Диагностические материалы по выявлению профессиональных затруднений молодых педагогов. Тесты для педагогов Аукцион педагогических идей

Ташимова А.А. Педагог-психолог Киевской СШ,

Северо Казахстанская область, Акжарский район.

Занятие с молодыми учителями и опытными педагогами «Учитель! Перед именем твоим…»

Цель: повышение престижа профессии учителя, эффективности общения молодого педагога с наставниками. Задачи: совершенствовать психологическую компетентность педагогов, помочь наиболее успешно реализовать себя в поведении и деятельности. Оборудование: листы бумаги формата А4 по количеству участников, слайд, анкеты, грамоты. Ведущий. Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вам поприветствовать друг друга, представиться и продолжить фразу: «Быть…» Упражнение «Быть учителем значит…» Цель: установить атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать групповое единство и поддержку. Участники, сидя в кругу по очереди приветствуют всех, представляются и завершают предложение «Быть учителем значит…» (высказывают что для них значит их профессия).

Вводная часть . Дорогие коллеги, я рада приветствовать Вас на сегодняшнем круглом столе, участники рассаживаются по кругу (молодые специалисты напротив своих наставников). Учитель рассказывает о сложной ситуации в его педагогической практике. Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников. Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема профессиональной адаптации учителя, которая и становится темой для обсуждения. Это может быть проблема поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагогов.

Вопрос первый для обсуждения: - Каким должен быть молодой учитель? Каким должен быть наставник? Вопрос второй для обсуждения: - Какие трудности встречаются в вашей работе?

Вопрос третий для обсуждения: - Каким должен быть современный учитель ХХI века.

Происходит обмен мнениями в группе.

Обязанности педагога-наставника: 1. Наставник обязан четко представлять цели своей деятельности, знать требования и потребности школы в этой сфере педагогической практики. 2. Наставник должен разрабатывать и предлагать оптимальную программу педагогической помощи каждому молодому педагогу, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня профессионализма и коммуникативных навыков. 3. Наставник должен уметь наладить положительный межличностный контакт с каждым своим воспитанником, предложить конструктивные формы и методы взаимодействия. 4. Наставник осуществляет диагностирование, наблюдение, анализ и контроль за деятельностью своего подопечного. 5. Наставник несет моральную и административную ответственность перед самим собой и руководством образовательного учреждения за подготовку молодого специалиста. 6. Наставник обязан быть образцом для подражания и в плане межличностных отношений, и в плане личной самоорганизации и профессиональной компетентности.

Наставник – это учитель: - обладающий квалификационной категории не ниже первой; - стажем работы в образовательном учреждении не менее 5 лет; - высоким профессиональным мастерством; - стабильно высокими результатами в работе; - пользующийся авторитетом и уважением среди коллег, администрации, учащихся и их родителей; - постоянно повышающий свой профессиональный уровень.

Молодой специалист обязан: - добросовестно исполнять свои функциональные обязанности;
- изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма, регламентирующие деятельность педагога в образовательном учреждении; - принимать активное участие в работе МО, творческих и инициативных групп по совершенствованию образовательного процесса и развитию школы в целом; - использовать в своей работе современные педагогические технологии (информационные, здоровьесберегающие, деятельностные);
- прислушиваться к рекомендациям опытных педагогов по организации учебного процесса;
- овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками для совершенствования педагогических компетенций;
- совершенствовать свой культурный уровень; - отчитываться о результатах своей работы наставнику, заместителю директора, руководителю образовательного учреждения.
Молодой специалист – это сотрудник школы: - не имеющий педагогического стажа: - выпускник среднего или высшего учебного заведения по специальности «учитель начальных классов» или учитель – предметник; - студент 3 – 5 – го курсов высшего педагогического учебного заведения; - обучающийся на курсах переподготовки по специальности «учитель»; - имеющий педагогический стаж менее 3 лет в образовательном учреждении.

Аукцион педагогических идей.

Для администрации должно быть важно как можно скорее стереть барьеры между «вновь прибывшими» и «старожилами». Было предоставлено слово учителям, пришедшим на работу в школу много лет назад, чтобы они рассказали о своих профессиональных трудностях на тот момент (желательно, чтобы рассказ получился юмористический или даже с легкой долей иронии) и поделились опытом их разрешения, кратким рассказом о традициях школы, о педагогах, их достижениях и т. п. Такая форма общения поможет новичкам осознать, что их трудности не единичны и решаемы, их волнение – нормальное состояние для всех людей, начинающих работу на новом месте.

Перед проведением занятия проводится анкетирование, метод формирования «Наставник – молодой учитель?» Анкета для педагога-наставника поможет определить готовность педагога к выполнению должности наставника, навыки межличностного общения, уровень профессиональной компетентности.Анкета для молодого специалиста выявит пробелы в педагогической подготовке выпускника вуза, поможет определить, насколько он готов повышать свой профессиональный уровень.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

1. Как вы понимаете значение слова «наставничество»?

2. Охарактеризуйте основные направления деятельности педагога-наставника в общеобразовательном учреждении.

3. Какими навыками, на Ваш взгляд, должен обладать педагог-наставник?

4. Какое слово (или несколько слов) из перечисленных наилучшим образом ассоциируется с понятием «наставничество»: проводник, спонсор, советник, эксперт, источник знаний, помощник, инструктор, катализатор, образец для подражания, стимулятор, источник энергии, друг, специалист по распределению времени, специалист по диагностике, постановщик цели, надзиратель, планировщик, специалист по решению проблем, учитель?

5. Готовы ли Вы посреди ночи ответить на телефонный звонок своего подопечного и помочь ему составить конспект урока?

6. Умеете ли Вы выслушивать собеседника, не перебивая его?

7. Обладаете ли Вы даром сочувствия?

8. Какие люди Вам не симпатичны? Перечислите те негативные качества, которые Вас больше всего раздражают в человеке.

9. Вы предпочитаете давать советы или показываете правильное решение на своем примере?

Количество вопросов может варьироваться, но, как правило, 10 ответов – это том минимум, который позволяет с достаточной долей вероятности увидеть в педагоге задатки наставника. АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

1. Какие аспекты педагогической деятельности Вас более всего беспокоят?

2. Считаете ли Вы для себя необходимой помощь педагога-наставника?

3. Насколько легко Вы вступаете в контакты с окружающими?

4. Какова вероятность того, что Вы обидитесь на справедливую критику?

5. Выразите в процентах возможный вклад педагога-наставника в Ваше профессиональное становление (Этот вопрос особенно важен для выбора роли педагога-наставника: «проводник», «защитник интересов», «кумир», «консультант» или «контролер».)

6. Каких конкретно результатов Вы ожидаете от взаимоотношений с педагогом-наставником?

7. Какие качества наставника Вами могли бы быть наиболее востребованы: сопереживание, чувствительность, строгость, проницательность, авторитетность, серьезность, уважение к личности, пунктуальность, самокритичность, поощрение инициативы, требовательность, внимательность... (список можно продолжить)?

8. Вам достаточно взаимодействия с педагогом-наставником на работе или Вы хотели бы общаться с ним в неформальном обстановке?

9. Кто из членов педагогического коллектива школы оптимальным образом подходит на роль Вашего наставника? Что заставляет Вас так думать?

10. Вы готовы учиться и совершенствовать свой профессионализм?

Заключительный этап Цель: сделать выводы, диагностировать динамику эффективности в общении с молодыми специалистами, награждение участников грамотами. Ведущий: подводя итог нашей беседе, я хочу обратить ваше внимание на то, что молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив работы Школы молодого учителя.

Спасибо за внимание!

КАК ОЦЕНИТЬ РАБОТУ НАСТАВНИКА?

Е. Ляхова

В условиях кадрового дефицита в компаниях становятся необходимыми программы адаптации новых сотрудников. Ключевую роль в этом процессе играют наставники. Наставники это высокопрофессиональные сотрудники в своей области, обладающие способностью передавать информацию другим людям. Как правило, наставники вырастают внутри организации, и их также необходимо обучать, развивать у них специфические компетенции наставника, а также мотивировать. Для реализации этих задач необходимо построить систему оценки наставника.

Построение системы оценки наставников

Описание обязанностей наставника

Первым делом необходимо определить обязанности наставника. Как правило, в процессе адаптации новичка участвует непосредственный руководитель, служба персонала и наставник. Зоны ответственности должны быть четко определены и прописаны в положении об адаптации или положении о наставничестве.

В дополнение к положению можно использовать памятку наставника- документ, в котором, в отличие от положения, обязанности описаны не в общих формулировках, а подробно: что конкретно и в какой период времени должен делать наставник, какую информацию предоставлять сотруднику, какие проводить мероприятия.

Например, если в положении написано:
«Наставник оказывает новому сотруднику всестороннюю помощь и поддержку в осуществлении текущей повседневной деятельности: помогает заводить новые контакты и строить взаимоотношения, консультирует в профессиональной области».

То в памятке изложено более конкретно: «В первый рабочий день: Познакомить нового сотрудника с коллегами. Ознакомить с должностной инструкцией. Показать столовую и вместе сходить на обед. Познакомить с корпоративным порталом и со следующими документами: телефонный справочник сотрудника, справочник нового сотрудника.

Ознакомить с задачами и функциями данного отдела/подразделения». Практическая польза 2-х этих документов - положения о наставничестве и памятки наставника вместе в том, что в положении необходимо многое описать: ответственности разных отделов по отношению к новому сотруднику, процедуру оценки и мотивацию наставника, а если еще детально описывать обязанности наставника, то положение может получиться перегруженным. Детальное же описание обязанностей просто необходимо, потому что наставник четко должен представлять, что от него требуется, по каким критериям он будет оценен и за что получит вознаграждение, и это как раз можно реализовать в памятке наставника.

Обязанности наставника описаны, но как определить эффективно ли он работал? Что ему необходимо улучшить в своей работе? И самое главное, как объективно оценить работу наставника и привязать результаты оценки к размеру вознаграждения?

Оценка работы наставника

Довольно распространенный критерий оценки эффективности работы наставника - это успешность прохождения испытательного срока нового сотрудника. Его обязательно нужно иметь в виду, но такой подход не оставляет возможности оценивать наставника по его заслугам, ведь успешность прохождения испытательного срока - это также заслуга самого работника.

Для того чтобы оценить наставника, нужно проконтролировать - действительно ли он выполнял все свои обязанности качественно и в срок. Критерием оценки в этом случае будет выполнение обязанностей, перечисленных в памятке наставника в должном объеме и в срок. Методом оценки наставника мы выбрали анкетирование сотрудника и руководителя, которое проводится по окончании испытательного срока.

Как составлять вопросы анкеты?

Все требования к наставнику, обязанности, сроки выполнения, описанные в памятке наставника, закладываются в вопросы анкеты. Чтобы исключить субъективизм оценки, вопросы анкеты должны быть составлены таким образом, чтобы они описывали факты, поведение наставника, которое можно наблюдать в действительности и которое можно измерить. То есть в формулировках вопросов не должно быть описания мыслительных процессов (думает, размышляет), чувств и отношений (относится доброжелательно, проявляет заботу и т.д.)
Рассмотрим на примере:

  • требование к наставнику - «проводить встречу с новым сотрудником каждый день в течение 30 минут» переформулируем в вопрос: «Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником?»
  • Для вопроса формируем варианты ответов:
  • определяем высокоэффективное поведение;
  • допустимое поведение;
  • допустимое поведение но, малоэффективное;
  • неприемлемое поведение;
  • отсутствие поведения.

Варианты ответов - это шкала, по которой мы будем оценивать эффективность работы наставника, для этого каждому варианту назначаем балл. См. таблицу ниже.

Сотрудник и руководитель заполняют анкеты, выбирая подходящий вариант ответа. Обрабатывая анкету, мы каждому варианту присваиваем балл согласно шкале, созданной к каждому вопросу.

Примеры вопросов анкеты, которую заполняет сотрудник.

Уважаемый сотрудник!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей компании адаптацию новых сотрудников. На период испытательного срока Вам был назначен наставник.

Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником.

1. Как можете охарактеризовать периодичность общения с наставником (отметьте подходящий вариант или напишите свой)?

Каждый день.
- 2 - 3 раза в неделю.
- Один раз в неделю.
- 2 - 3 раза в месяц.
- Вообще не встречались.

2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?

3,5 - 2,5 часа в неделю.
- 2,5 - 2 часа в неделю.
- 1,5 часа в неделю.
- 1 час в неделю.
- 0 минут в неделю.

3. С кем из сотрудников Вас познакомил наставник в первый рабочий день?

Познакомил с сотрудниками Вашего подразделения и с сотрудниками других подразделений (общение с которыми происходит постоянно по роду деятельности).

Познакомил со всеми сотрудниками Вашего подразделения.

Познакомил только с некоторыми сотрудниками подразделения.

Познакомил практически со всеми, но не в первый рабочий день.

Ни с кем не знакомил.

4. Как строилось Ваше общение с наставником (оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он)?

ВЫ НАСТАВНИК
- 20% - 80%
- 30% - 70%
- 60% - 40%
- 70% - 30%
- 80% - 20%

5. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?

Да, всегда.
- Да, практически всегда.
- Да, часто.
- Да, но редко.
- Нет.

6. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?

Да, каждый раз после окончания задания.
- Да, раз в неделю, вне зависимости от окончания задания подводил итог.
- Да, раз в месяц.
- Да, но реже чем раз в месяц.
- Нет.

Примеры вопросов анкеты, которую заполняет руководитель.

Уважаемый руководитель!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых сотрудников в нашей компании. К Вашему новому сотруднику был прикреплен наставник на период испытательного срока.

Ответьте, пожалуйста, как строилось взаимодействие наставника с новым сотрудником.

1. Наставник охотно берется обучать нового работника.

Да, всегда.
- Да, практически всегда.
- Да, часто.
- Да, но редко.
- Нет.

2. Производительность сотрудника в период совмещения основной функции с функциями наставничества не страдает за счет правильного планирования рабочего времени.

Да, всегда.
- Да, практически всегда.
- Да, часто.
- Да, но редко.
- Нет.

3. Наставник регулярно сообщает об успехах нового сотрудника.

Да, всегда.
- Да, практически всегда.
- Да, часто.
- Да, но редко.
- Нет.

4. Ежемесячный отчет по итогам работы нового сотрудника наставник предоставлял в срок.

Да, всегда.
- Да, практически всегда.
- Да, часто.
- Да, но редко.
- Нет.

5. Наставник спланировал план обучения для нового сотрудника на период испытательного срока.

Да, всегда.
- Да, практически всегда.
- Да, часто.
- Да, но редко.
- Нет.

Для того чтобы получить информацию не только количественную, но и качественную, в анкете можно использовать открытые вопросы. Полученная по ним информация структурируется и доносится до наставника в режиме рекомендаций.

Примеры открытых вопросов.

2. Ваши предложения по работе наставника.

Также Вы можете ставить задачу получения более развернутой обратной связи о работе наставника. В этом случае мы рекомендуем дополнительно проводить устное интервью с новым сотрудником с использованием вопросов анкеты, а также открытых вопросов.

Опросник «Оценка готовности и аддаптированности личности к педагогической деятельности».

Данный опросник позволяет диагностировать качества, способствующие профессиональному личностному самоопределению преподавателя. При тестировании выбирайте номера тех вопросов, на которые вы даете положительный ответ, и записывайте их друг за другом в столбик. Ключ к данному опроснику и пример диагностирования приводятся в конце.

1. Умеете ли вы владеть собой в трудных или неприятных для вас жизненных ситуациях?
2. Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время суток?
3. Вы всегда терпеливо и благожелательно слушаете ответ учащегося (студента), о котором знаете,
что он все списал?
4. Любите ли вы оживленную обстановку в аудитории?
5. Охотно ли вы выступаете на собраниях, конференциях, семинарах?
6. Используете ли вы нетрадиционные методы и приемы в учебно-воспитательной работе?
7. Легко ли вы привыкаете к иному распорядку дня?
8. Можете ли вы быстро сорганизоваться, собраться?
9. Вы никогда не опаздывали на занятия?
10. Можете ли вы выполнять работу в конце дня так же легко и свободно, как и в его начале?
11. Способны ли вы заставить себя выполнять рискованное для вас действие?
12. Можете ли вы не отказаться от своих намерений, если это не нравится руководству?
13. Охотно ли вы участвуете в конкурсах, соревнованиях и т.п.?
14. Легко ли вы переходите в течение дня от одного вида занятий к другому?
15. Вы всегда твердо уверены, что справитесь с любым делом?
16. Воздерживаетесь ли вы от вмешательства в спор, если понимаете, что лучше «не добавлять масла в огонь»?
17. Легко ли вы восстанавливаете душевное равновесие после поражения?
18. Быстро ли вы привыкаете к новому содержанию или новому месту работы?
19. В состоянии ли вы долго ждать, например в очереди?
20. Способны ли вы к риску в своей повседневной жизни?
21. В состоянии ли вы, допустив ошибку, быстро собраться и исправить ее?
22. Часто ли вам удается сдержать свой гнев?
23. Вы всегда следуете рекомендациям руководства?
24. Вы воздерживаетесь от того или иного действия до момента одобрения его со стороны руководства?
25. Легко ли вы меняете методику и ритм работы?
26. Хватает ли вам непродолжительного отдыха для восстановления сил?
27. Умеете ли вы приспосабливаться к работе в неблагоприятных и сложных условиях?
28. Хотите ли вы иметь опубликованные работы?
29. Вы всегда прощаете людям их ошибки?
30. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособиться к окружающим?
31. Имеете ли вы опубликованные работы?
32. В состоянии ли вы работать длительное время без перерыва?
33. Способны ли вы воздержаться во время спора от эмоциональных и неконкретных аргументов?
34. Случалось ли вам вносить элементы новизны в работу по личной инициативе?
35. Легко ли вы приспосабливаетесь к различным стилям работы ваших руководителей?
36. Начинаете ли вы работать на занятиях сразу и в полную силу?
37. Легко ли вам одновременно выполнять несколько действий (помогать учащемуся, слушать ответ
и одновременно отвечать на вопросы и т.п.)?
38. Можно ли вас спровоцировать на новое, неизвестное дело?
39. Вам удается преодолеть накопившуюся усталость при входе на очередное занятие?
40. Легко ли вы сходитесь с новыми коллегами по работе?
41. Можете ли вы интенсивно работать продолжительное время?
42. Добиваетесь ли вы на открытых занятиях более высокого результата, чем на обычных?
43. Можете ли вы изменить уже принятое решение под влиянием мнения руководителя?
44. Можно ли сказать, что вы исполнительный работник?
45. Охотно ли вы выступаете на педсоветах, конференциях, родительских собраниях?
46. Трудно ли вас вывести из равновесия?
47. Быстро ли вы втягиваетесь в работу после некоторого перерыва (болезнь, каникулы, отпуск и т.п.)?
48. Легко ли вы приспосабливаетесь к переменам в настроении начальства?
49. Удается ли вам без особых усилий переносить длительную, монотонную работу?
50. Легко ли вы осуществляете деятельность, требующую определенных усилий с вашей стороны?
51. Вы всегда приходите на помощь коллеге?
52. Удается ли вам, если этого требуют обстоятельства, сдерживать свою злость или раздражение?
53. Способны ли вы преподавать в течение дня шесть–восемь часов подряд?
54. Охотно ли вы меняете места развлечений и отдыха?
55. В состоянии ли вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении какой-либо
определенной задачи?
56. Нравится ли вам состязаться со своими коллегами в профессиональной деятельности?
57. Можете ли вы, если это нужно, быстро включиться в работу?
58. Легко ли вы переходите к работе по новым учебным планам, пособиям и т.п.?
59. Удается ли вам легко приспособиться к педагогическому контролю за вашей работой?
60. Имеете ли вы поощрения за свою педагогическую деятельность?
61. Умеете ли вы проявлять терпение и такт при общении с непонятливыми людьми?
62. Можете ли вы всегда легко общаться с людьми, которых недолюбливаете?
63. Вы всегда спокойно переносите свои поражения, неудачи и провалы?
64. Способны ли вы быстро сосредоточиться перед предстоящими занятиями?
65. Охотно ли вы вводите новые элементы в ход и методику занятий?
66. В своей работе вы можете, в основном, обходиться без помощи других?
67. Легко ли вам удается приспособиться к более медленному темпу работы, если это необходимо?
68. Могут ли коллеги по работе, учащиеся (студенты) изменить ваше плохое настроение?
69. Вы легко входите в контакт с новой аудиторией?
70. Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиками?
71. В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важное решение?
72. Решаетесь ли вы выступить против общепринятого мнения, если вам кажется, что вы правы?
73. Быстро ли вы привыкаете к новому коллективу?
74. Стимулирует ли вас неудача?
75. В состоянии ли вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
76. Способны ли вы быстро применить новое, узнав об интересном опыте?
77. Быстро ли вы реагируете на происходящее на занятиях?
78. Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?
79. Вы всегда легко сохраняете спокойствие при долгом и утомительном ожидании чего-либо?
80. Терпеливы ли вы при работе с медлительными людьми?
81. Часто ли вы бываете уверены в своих силах?
82. Любите ли вы менять места отдыха?
83. Быстро ли вы приступаете к работе, получив новое указание администрации?
84. Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
85. В состоянии ли вы воздержаться от замечаний коллегам по поводу недостатков в их работе?
86. В состоянии ли вы быстро овладеть собой в тяжелые моменты вашей жизни?
87. Терпеливы ли вы при общении с «трудными» учащимися (студентами)?
88. Быстро ли вы просматриваете газеты, журналы, книги?
89. В состоянии ли вы спокойно ждать опаздывающего звонка на занятия или с занятий?
90. Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?
91. Спокойно ли вы относитесь к неожиданным изменениям в расписании занятий, распорядке дня и т.д.?
92. Охотно ли вы беретесь за деятельность, требующую настойчивости и упорства?
93. Легко ли вы отходите от старых шаблонных методов в вашей работе?
94. Умеете ли вы быстро восстановить свои силы?

Бланк для заполнения ответов на вопросы

вопроса

Да

Нет

вопроса

Да

Нет

В данном тесте диагностируются следующие личностные характеристики будущего или настоящего преподавателя, показывающие степень сформированности и развития его профессиональных личностных качеств.

Ключ к ответам на вопросы

1. Способность к творчеству

6, 13, 20, 25, 28, 31, 38, 50, 60, 65, 88, 93

2. Работоспособность

10, 26, 32, 36, 37, 41, 47, 49, 53, 57, 64, 94

3. Исполнительность

7, 12, 18, 24, 34, 43, 44, 48, 58, 76, 83, 91

4. Коммуникабельность

4, 16, 30, 40, 68, 69, 70, 75, 80, 82, 85, 87

5. Адаптированность

2, 19, 27, 35, 54, 59, 61, 67, 73, 77, 78, 89

6. Уверенность в своих силах

5, 8, 11, 21, 45, 56, 66, 72, 74, 81, 84, 92

7. Уровень самоуправления

1, 14, 17, 22, 33, 42, 46, 52, 55, 71, 86, 90

8. Коэффициент правдивости (К)

3, 9, 15, 23, 39, 51, 62, 63, 79

Результаты тестирования педагога дополнительного образования ________________ФИО

Характеристики

1 2 3 4

слабо

5 6 7 8

хорошо

9 10 11 12

сильно

1.Способность к творчеству

2. Работоспособность

3. Исполнительность

4. Коммуникабельность

5. Адаптивность

6. Уверенность в своих силах

7.Уровень саморегуляции

Вывод: Из представленного графика видно, что педагог обладает ярко выраженной степенью исполнительности, что говорит об ответственном отношении к выполняемой работе, также высоким уровнем адаптивности, что поможет педагогу спокойно адаптироваться к изменяющимся условиям в учреждении. У педагога хорошо развита коммуникабельность, что позволяет ему налаживать контакты с обучающимися, родителями и администрацией. Уровень уверенности в своих силах и уровень саморегуляции молодого педагога требуют определенной коррекции.

Результаты тестирования

Характеристики

1 2 3 4

слабо

5 6 7 8

хорошо

9 10 11 12

сильно

1.Способность к творчеству

2. Работоспособность

3. Исполнительность

4. Коммуникабельность

5. Адаптивность

6. Уверенность в своих силах

7.Уровень саморегуляции

педагога дополнительного образования ________________ФИО

Вывод: Из представленного графика видно, что педагог обладает ярко выраженной способностью к творчеству, что позволит ему заинтересовать обучающихся в своем объединении. Достаточно хороший уровень коммуникабельности позволит педагогу наладить контакты со всеми участниками учебного процесса, а хороший уровень работоспособности поможет педагогу добиться хороших результатов в педагогической деятельности. Самое слабое звено- это уровень саморегуляции, а уровень уверенности в своих силах, исполнительности и адаптивности требует необходимой коррекции.

Романова Ангелина Георгиевна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ И№ 22 г. Томска

«Из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования» (государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг.»)

Целью наставничества в школе является обеспечение условий для успешной адаптации молодого учителя; содействие его профессиональному развитию и карьерному росту. Методическое сопровождение включает в себя не только обеспечение методическими, научными и психологическими ресурсами, помощь в организации урочной и внеурочной деятельности, но и дидактическая и диагностическая деятельность по выявлению и устранению профессиональных затруднений начинающего педагога. С помощью диагностического подхода выявляются дефициты и потребности профессиональной деятельности начинающего учителя.

В понятие диагностика вкладывается более широкий и глубокий смысл, так как она обеспечивает обратную связь, показывает насколько эффективно были выбраны формы и методы ликвидации дефицитов, с какими трудностями столкнулся начинающий педагог.

Программа адаптации молодого специалиста предполагает выявление профессиональных затруднений, планирование совместной деятельности, намеченных планов и рефлексию. Но проводимые опросы и анкетирование не давали реальное представление о затруднениях молодого педагога и имели обобщенный характер.

В работе педагога-наставника возникла потребность в разработке пакета диагностических и дидактических материалов, рассчитанных на один учебный год и имеющих цикличную структуру: входная диагностика-обучающие мероприятия- промежуточная диагностика- обучающие мероприятия- итоговая диагностика.

Анкетирование и наблюдение показывает, что молодой педагог сталкивается со многими трудностями в своей деятельности:

  • организация дифференцированной и индивидуальной работы (работа с детьми разных категорий);
  • выбор методов, приемов, технологий;
  • разработка программы по предмету и составление КТП;
  • работа с документацией;
  • работа с родителями;
  • организации урока (введение материала, отработка, оценивание и т. д);
  • организация внеурочной деятельности и др.

Несмотря на то, что в процессе адаптации обнаружилось много проблем психологического, методического и организационного характера, акцент был сделан на самые важные затруднения. Совместно с молодым педагогом были выявлены ключевые мелкие затруднения, решение который ведет к интенсификации учебного процесса и ликвидации серьезных профессиональных потребностей. Например, «Дифференцированный подход на уроке», «Организация домашнего задания на уроке», «Мотивация на уроке», «Работа в группах», «Проведение рефлексии на уроке» и др.

Цель и содержание диагностических материалов зависит от стажа, опыта и профзатрунений молодого учителя. Пакет диагностических материалов содержит анкету затруднений, методическую консультацию и схему анализа урока по одной теме-проблеме. В приложении представлен образец анкеты «Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания», разработанный в рамках практического семинара «Дидактические и диагностические материалы в наставнической деятельности».

Требования к составлению анкеты, методической консультации, схемы анализа урока

Можно представить это в виде цикла мероприятий, направленных на решение проблем адаптации и решения вопросов профессиональных потребностей и затруднений. Это можно представить в виде следующей таблицы:

Этап

Цель

Сроки

Входное тестирование

Выявление дефицитов молодого педагога

сентябрь

Создание консультационных материалов материалов

Изучение методического материала, проведение консультаций, мастер-классов, открытых уроков для начинающего педагога

Октябрь-февраль

Открытые уроки по имеющимся затруднениям

Выявить степень затруднений, коррекция

Март-апрель

Итоговое тестирование

Выявить оставшиеся затруднения

Рефлексия, анализ, коррекция, создание новых консультационных материалов

Планирование мероприятий для устранения имеющихся профессиональных затруднений

Таким образом, диагностика процесса адаптации начинающего педагога это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение затруднений и потребностей, характеризующих состояние и результаты процесса адаптации, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать этот процесс в целях повышения качества подготовки молодых специалистов.

Используемая литература:

  1. http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf/

Приложение

АНКЕТА

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты

Цель: выявление затруднений и профессиональных потребностей при организации домашнего задания нам уроке

  1. Всегда ли Вы задаете домашнее задание? (да, нет, не всегда)
  2. Отметьте, в каких направлениях организации домашнего задания Вы испытываете трудности:
  • при составлении КТП;
  • в содержании материала, его объеме и последовательности (что и когда задавать и проверять);
  • в видах и приемах проверки;
  • в проведении учета знаний, его форм, позволяющих охватить всех обучающихся;

3. Знакомы ли Вы с нормативно-правовой базой ОО при организации выполнения домашнего задания:

  • объем домашнего задания, время;
  • формы контроля;
  • порядок проверки тетрадей;
  • методика подачи домашнего задания;
  • критерии оценивания;

4. Отметьте формы проверки домашнего задания, приемлемые для Вас:

  • фронтальная проверка;
  • выборочная проверка письменного задания;
  • выполнение взаимо- и самопроверки;
  • опрос с вызовом к доске;
  • опрос по индивидуальным карточкам;
  • дифференцированная проверка

5. Какими инновационными методами проверки домашнего задания Вы хотели бы овладеть в первую очередь?

  • постановка неожиданных вопросов;
  • рецензирование устного ответа;
  • диктанты по домашнему заданию (графический, немой, терминологический, словарный и т. д.)
  • краткий письменный ответ;
  • проверка при помощи ИКТ и графического организатора;
  • другие ___________________ (указать какие)

6. Наблюдаете ли Вы взаимосвязь между целью урока и домашним заданием? (да, нет, не всегда)

7. Осуществляете ли Вы инструктаж выполнения домашнего задания? (да, нет, не всегда)

8. Ведете ли Вы учет трудностей обучающихся при выполнении домашнего задания? (да, нет, не всегда)

9. Проверяете ли Вы наличие записи домашнего задания в дневниках? (да, нет, не всегда)

10. Какими видами оценивания домашнего задания Вы хотели бы овладеть? (критериальным, формирующим, традиционным)

Наглядная педагогическая пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетания различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить молодых учителей с вопросами организации учебного процесса через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до новичков необходимую педагогическую информацию. Можно организовать для них посещения родительских собраний, внеклассных мероприятий, уроков опытных педагогов, после чего обменяться мнениями об увиденном, отметить плюсы и минусы работы.

Можно составить и постоянно обновлять стенды типа «Для вас, молодые педагоги», «Учителям – о детях», содержащие информацию о повседневной жизни школы, ее традициях и текущей воспитательной работе .

Вечера вопросов и ответов

Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор и анализ педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Они организуются администрацией и педагогами-наставниками. Как правило, молодым учителям заранее предлагается составить список вопросов к администрации школы, к опытным учителям и т. п. Значимость этого мероприятия зависит от того, насколько актуальными и существенными будут заданные вопросы и насколько правдивыми и откровенными будут полученные ответы. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера должны проходить как непринужденное, равноправное общение молодых учителей и опытных педагогов.

«Круглый стол»

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.

B) не знаю

C) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.

B) не знаю

C) неверно

14. Мне больше нравится придумывать новые способы выполнения какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

B) не знаю

C) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбудимый, чем большинство людей.

B) затрудняюсь ответить

C) неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение.

B) не знаю

C) неверно

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.

B) не знаю

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

A) моим хорошим друзьям

B) не знаю

C) в своем дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный», – это:

A) небрежный

B) тщательный

C) приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.

B) трудно сказать

22. Меня больше раздражают люди, которые:

A) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

B) затрудняюсь ответить

C) создают неудобства, опаздывая на условленную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

B) не знаю

C) неверно

24. Я думаю, что:

A) не все надо делать одинаково тщательно

B) затрудняюсь сказать

C) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.

B) возможно

26. Мои друзья чаще:

A) советуются со мной

B) делают то и другое поровну

C) дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.

28. Я предпочитаю:

A) друзей, чьи интересы имеют деловой и практический характер

B) не знаю

C) друзей отличающихся глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу спокойно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.

B) затрудняюсь ответить

C) неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

B) не знаю

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то, и другое, я бы предпочел:

A) играть в шахматы

B) трудно сказать

C) играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.

B) не знаю

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.

B) трудно сказать

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо.

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав.

36. На предприятии мне было бы интереснее:

A) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

B) трудно сказать

C) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с двумя другими?

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

A) раздражает меня

B) нечто среднее

C) не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

А) позаботился бы, чтобы не вызвать к себе зависти

B) не знаю

C) жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня – это:

A) тяжелая работа

B) не знаю

C) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.

42. Мне говорили, что ребенком я был:

A) спокойным и любил оставаться один

B) не знаю

C) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами.

B) не знаю

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.

B) трудно сказать

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

B) затрудняюсь ответить

C) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

B) не знаю

C) неверно

47. Я никогда не бываю так несчастен, что хочется плакать.

B) не знаю

C) неверно

48. В музыке я наслаждаюсь:

A) маршами в исполнении военных оркестров

B) не знаю

C) скрипичными соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

A) в деревне с одним или двумя друзьями

B) затрудняюсь ответить

C) возглавляя группу в туристском лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

A) никогда не лишние

B) трудно сказать

C) не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

B) не знаю

C) неверно

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.

53. Я предпочел бы скорее работать:

A) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

B) затрудняюсь ответить

C) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево:

B) к растению

C) к листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

56. В большинстве дел я:

A) предпочитаю рискнуть

B) не знаю

C) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

A) скорее, это так

B) не знаю

C) думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

A) больших знаний и эрудиции, будь он даже ненадежен и непостоянен

B) трудно сказать

C) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

A) быстрее, чем многие люди

B) не знаю

C) медленнее, чем большинство людей

60. На меня большое впечатление производят:

A) мастерство и изящество

B) трудно сказать

C) сила и мощь

61. Я считаю, что я – человек, склонный к сотрудничеству.

B) нечто среднее

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.

B) не знаю

63. Я предпочитаю:

A) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

B) затрудняюсь ответить

C) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что сказал глупость.

B) не знаю

C) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

A) на уроках

B) трудно сказать

C) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

C) неверно

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

A) заняться другим вопросом

B) затрудняюсь ответить

C) еще раз попытаться решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д., – казалось бы, без определенной причины.

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

B) не знаю

C) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 4, 5, 6, ..., будет:

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.

B) не знаю

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство.

74. Я живу сегодняшним днем больше, чем другие люди.

B) трудно сказать

B) не знаю

C) быть кассиром

80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их и продолжаю поступать так, как считаю нужным.

B) трудно сказать

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

A) сразу же думаю: «У него плохое настроение»

B) не знаю

C) беспокоюсь о том, что я совершил неверный поступок

82. Все несчастья происходят из-за людей:

A) которые стараются во все внести изменения, хотя существуют способы решения этих вопросов

B) не знаю

C) отвергающих новые, многообещающие предложения

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

C) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

B) не знаю

C) неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

C) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

A) отстают

B) идут правильно

89. Мне бывает скучно:

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

C) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.

A) болтаю и отдыхаю

B) затрудняюсь ответить

C) занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой.

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я дружу, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.

A) да, в большинстве случаев

C) нет, редко

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов.

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

A) натуралистом и работать с растениями

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т. п.

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир

B) трудно сказать

100. Я предпочитаю игры:

A) где надо играть в команде или иметь партнера

B) не знаю

C) где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх.

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.

104. Какое слово не относится к двум другим?

C) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

A) двоюродным братом

B) племянником

Ключ к опроснику

Номера вопросов, типы
ответов, баллы

Интерпретация факторов

Фактор А. Замкнутость – общительность

При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.

При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственна естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события.

Фактор В. Интеллект

При низких оценках человеку свойственны конкретность, ригидность и некоторая дезорганизация мышления.

При высоких оценках наблюдаются абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость.

Фактор С. Эмоциональная неустойчивость эмоциональная устойчивость

При низких оценках выражены низкая толерантность, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.

При высоких оценках – человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Ему без труда удается следовать требованиям коллектива, он характеризуется постоянством интересов. Ему не свойственно нервное утомление.

Фактор Е. Подчиненность доминантность

При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность вплоть до полной пассивности.

При высоких оценках – человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности . Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает авторитарный стиль руководства, но борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.

Фактор F. Сдержанность экспрессивность

При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность и пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.

При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он искренен в межличностных отношениях, часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу.

Фактор G. Подверженность чувствам высокая нормативность поведения

При низких оценках человек непостоянен, подвержен влиянию случая и обстоятельств, не прилагает усилий для выполнения групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам, что может привести к антисоциальному поведению.

При высоких оценках наблюдаются осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.

Фактор Н. Робость смелость

При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих планах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает общество одного-двух друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.

При высоких оценках человеку свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможенно.

Фактор I. Жесткость чувствительность

При низких оценках человеку свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.

При высоких оценках наблюдаются мягкость, устойчивость, зависимость, стремление обрести покровительство, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественное восприятие мира.

Фактор L. Доверчивость подозрительность

При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью. Человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.

При высоких оценках – человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

Фактор М. Практичность развитое воображение

При низких оценках – человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственны некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам.

При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентации на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.

Фактор N. Прямолинейность дипломатичность

При низких оценках человеку свойственны прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения.

При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и несентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.

Фактор О. Уверенность в себе тревожность

При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе.

При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.

Фактор Q1 . Консерватизм радикализм

При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям. Он знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых. Он с сомнениям относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям, противится переменам и не интересуется аналитическими интеллектуальными соображениями.

При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится обо всем получать информацию в полном объеме. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, ничего не принимает на веру.

Фактор Q2. Конформизм нонконформизм

При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него часто отсутствует инициатива принятия решений.

При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует. Имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим. Он не нуждается в одобрении и поддержке других людей.

Фактор Q3. Низкий самоконтроль высокий самоконтроль

При низких оценках наблюдаются недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе. Человек не обеспокоен выполнением социальных требований.

При высоких оценках – развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственны целенаправленность и интегрированность личности.

Фактор Q4. Расслабленность напряженность

При низких оценках человеку свойственны расслабление, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.

Высокая оценка свидетельствует о напряженности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства.

Фактор MD. Адекватность самооценки

Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.

Загрузка...
Top