Конспект занятия-наблюдения в старшей группе «Подорожник. Конспекты прогулок в подготовительной группе детского сада. Весна Наблюдение за насекомыми

Июль

Наблюдение за тенью

Цель: разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени.

Ход наблюдения. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

Стихотворение Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»:

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Под зеленой листвой

Повстречались с тобой.

Мы плясали в тени,

Мы смеялись в тени.

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Цель - научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке.

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Подвижные игры:

«Совушка»

Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; «Попади в круг».

Цель - развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Конспект прогулки подготовительная группа

Июль

Наблюдение за подорожником

Цель: познакомить с подорожником. Разобрать его строение, поговорить о пользе. Ход наблюдения. Как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам). Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (у него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему). Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет). Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог? Где применяют это растение? Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.



Стихотворение Л.Герасимовой «Подорожник»:

Вот листок растет какой

– Весь в прожилках, небольшой,

Будто нитками прошит,

Подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги

– Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно!

Лист полезный

– Лечит многие болезни!

Дидактическая игра. «Что где растет?» Цель закрепить знания детей о растениях леса и луга.

Подвижные игры. «Раз, два, три - беги».

Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. «Змейка». Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Трудовая деятельность Сбор природного материала

Цель: формировать трудовые умения.

Индивидуальная работа Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Конспект прогулки подготовительная группа.

Июль

Наблюдение за продолжительностью дня.

Цель: дать представление о продолжительности дня, о том, какие изменения произошли с солнцем летом.

Ход наблюдения. Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.

Дидактическая игра «Кто больше?» Летний день какой? (жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, знойный, длинный и т.д.)

Трудовая деятельность

Уборка скошенной травы.

Цели: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры

«Горелки», «Волк во рву».

Цели:

Учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

Развивать ловкость.



Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Цель: развивать познавательную активность детей;
Задачи:
1. формировать представления о произрастании лекарственных растений данной местности, правилах их сбора, хранение и применение простейших профилактических рецептов
2. формировать умение и желание защищать и любить природу
3. закреплять знания детей о безопасном поведении в природе
4. развивать навыки чтения плана, внимание, память.
Развивающая среда:
-гербарий "Лекарственные растения вокруг нас"
-мешочки с засушенными травами "Узнай по запаху"

Материал:
-план маршрута экологической тропы
-таблички- ориентиры лекарственных растений: подорожник, цикорий, одуванчик, тысячелистник, лопух
-сундучок "сюрпризов"

Ход беседы:
Сюжет развивается в игровом уголке сюжетно- ролевой игры "Почта".
Воспитатель обращает внимание детей на почтовый ящик, в нем письмо - читает содержание письма:
" Дорогие дети! Пишут вам жители планеты, которая называется "Зеленые целители". Мы занимаемся выращиванием лечебных трав, затем собираем их семена, сушим и умеем готовить различные целебные отвары от разных болезней- помогаем лечиться людям.
Но, однажды, сильный ветер разбросал все собранные семена по разным местам. На территории вашего детского сада обнаружены некоторые лекарственные растения, которые, возможно, вам знакомы. Мы посылаем вам карту- план маршрута, с помощью которой вы найдете их и узнаете целебную силу каждого растения.
Если у вас все получится, то вы узнаете целебные свойства растений, которые вас окружают и станете "Юными следопытами".
Счастливого пути!".
Воспитатель: ребята, а вы хотите узнать какие лекарственные растения растут на территории нашего детского сада?
Дети: да!

Воспитатель с детьми знакомится с картой и готовятся отправиться в путь. Педагог с детьми следуют по маршруту.
- Вот и первая остановка, вот здесь мы должны остановиться.
-К какому растению нас привела дорожка?
Нас встречает всем известный- лопух. Вы, наверное и не догадывались, что это лекарственное растение.
-Обратите внимание, какие у него листья? Они большие и крупные, ярко- зеленого цвета с темными прожилками, можно дотронуться. А стебель прямой. Серо- розовые шарики похожи на колючих ежиков - это цветки лопуха. На каждом маленьком цветочке видны маленькие капельки - это нектар. Он приманивает пчел и шмелей, поэтому пчеловоды называют лопух - медоносом.

Цветки лопуха очень цепкие: послушайте стихотворение Светланы Пшеничных "Репей":
Сказал репей:
-Я верный друг.
Об этом знают
Все вокруг!
И помнят,
Между прочим,
Что я
Привязчив очень!
С этими шариками можно даже поиграть, если бросишь, то они легко приклеются к одежде.
-Вы, наверное. хотите узнать где находится целебная сила у лопуха? А она находится в листьях и корне. Для лечения готовят отвары, настои и применяют при простуде. Если температура тела высокая, то лист лопуха, приложив к голове, понизит ее до нормы. Снимет боль в ногах, излечит раны, а репейное масло укрепляет корни волос у людей.
Корень лопуха можно варить, жарить и даже есть в сыром виде.
-Где растет лопух? Его можно встретить около домов, у дорог.
Поставим и здесь табличку - ориентир с картинкой.
Следуем дальше, ребята. По карте- маршруту здесь должна быть остановка. Посмотрите, внимательно вокруг, что вы видите?

Вот куда нас привела дорожка, здесь мы должны остановиться. Обратите внимание на это растение. Вам оно знакомо? (ответы детей). Это- тысячелистник обыкновенный. Но на самом деле это не такое уж и обыкновенное растение - это лекарственное растение.
-Как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей)
-Конечно же, ребята, у тысячелистника листьев не тысяча, но глядя на него, кажется, что листьев так много, что сосчитать их просто невозможно.
-Посмотрите, на что похожи его листья? (ответы детей)
-Его листочки можно сравнить с перышками. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что каждый лист состоит из множества крохотных листиков и у каждого ажурные края. Прикоснитесь пальчиком к растению, чувствуете, оно покрыто волосками. Стебель грубый. От других трав тысячелистник отличается прежде всего своим видом. Издалека он похож на своеобразное крохотное деревце с необычной кроной. Народ придумал называть тысячелистник- белоголовником. Посмотрите на растение, подумайте, почему? (ответы детей)
- Среди разной травы отыщется он по мелким белым цветкам, собранным в корзиночки.
-Вспомните, ребята, может вам приходилось видеть тысячелистник? (ответы)
-Искать тысячелистник долго не приходится: растет он на огородах, среди кустарников, на обочинах дорог, около заборов наших домов.
Тысячелистник- растение очень стойкое к холодам. Даже в зимнюю погоду, когда другие растения исчезнут, мы можем встретить сухой тысячелистник, схваченный морозом и полюбоваться его как бы хрустальным видом.
Полезные свойства этого растения используют с давних пор: сухие листья и цветки используют для приготовления кваса, ароматных напитков.
Целебная сила находится у тысячелистника в верхушках стеблей, их срезают и готовят настои для уничтожения микробов с мелких ран и царапин, помогает остановить кровотечение из носа, а повышает аппетит у людей.

Ребята, вот наша следующая остановка. Что это за яркие, солнечные цветы вокруг? Все они, словно высыпались на праздник - так их много!
-Вы. конечно, догадались о каком растении дальше пойдет речь?
- Правильно, об одуванчиках. Это растение представлять никому не надо. Кто ж его не знает? Многим из вас. наверное. родители плели из его душистых с запахом меда цветков нарядные венки. Одуванчик - это тоже лекарственное растение, об этом вы, наверное и не догадывались.
-Вспомните, где вы видели полянки с одуванчиками? (ответы)
-Растет одуванчик почти везде:
На своей высокой ножке,
Поднимаясь в вышине,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, ив траве.
Яркий золотистый ковер расстилается в нашем парке, также можно встретить его в полях, на лугах, по берегам рек. Мы не раз с вами наблюдали, как пройдет немного времени и вместо золотого покрывала появится белое пушистое. и если потом подуть на пушистые шарики. то тысячи парашютиков закружатся в воздухе, чтобы улететь подальше от родного луга и приземлиться где- нибудь на новом месте. Белые пушинки- это семена. Они падают на землю и прорастают. И на следующий год здесь появится новый солнечный ковер. У одуванчиков есть особенность: когда его срываешь, то белый млечный сок (замечали, да?) на воздухе темнеет, от этого плохо отмываются руки от коричневых пятен.
Для лекарственных целей люди давно научились заготавливать корни одуванчиков из которых готовят чай. Этот чай помогает при болях в животе, понижает температуру тела, повышает аппетит хотите посмотреть корень? (показать) .
А еще из одуванчиков готовят вкусные блюда, например, салаты, листья добавляют в супы, щи, из золотых цветков варят вкусное варенье. Вот какое чудесное растение, правда. ребята! Поэтому в народе одуванчик так и называют "жизненным эликсиром".

Какое же еще целебное растение растет в нашем детском саду? Посмотрите. сколько разной травы вокруг? А вот и он: тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки
На земле лежат листки-
маленькие лопушки.
Все вместе: это подорожник!
-Почему он так называется. кто знает? (ответы)
-Растет подорожник вдоль дорог.
Подорожник считается самым древним лекарственным растением. Целебная сила находится в листках, которые имеют полезный сок. Давайте рассмотрим его повнимательней.
Обратите внимание в почве прячется густой пучок корней, который надежно держит растение под землей. У подорожника есть главная особенность - у него листья жесткие и упругие с прочными прожилками, (потрогайте руками). Это спасает подорожник от вытаптывания, от которого страдают другие растения. И стебелек с соцветием.
- Кто может рассказать, как лист подорожника залечивает раны? (ответы)
- Нам всем хорошо знакомо правило: если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок и приложи его к ране, правда, ребята!
- От ушибов и порезов лучше средства не найти, Привяжи его листочки, перестанет кровь идти.
- Если пчелка нападет, сделай из листа повязку, сразу боль тогда пройдет.
Поэтому подорожник и
называют зеленым бинтом!
А еще подорожник считается великим путешественником, потому, что приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.
Листья подорожника можно засушить, приготовить отвар и вылечиться от кашля

Все эти растения произрастают не только в нашей местности, но и во многих районах нашего края и помогают лечиться людям.
-Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? (ответы)
- Цветки собирают когда растение цветет, корневища поздней осенью. когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
Ребята, вам понравилась такая необычная прогулка? Дети: да! А давайте вспомним какие же растения- целители растут в нашем детском саду?
Один ребенок- одуванчик; второй- подорожник; третий- лопух. Кто запомнил что лечит подорожник? одуванчик? лопух? А кто может назвать новое растение, с которым мы познакомились, путешествуя по дорожкам детского сада?
Дети: тысячелистник. Какими целебными свойствами обладает это растение, расскажите, кто запомнил?
Воспитатель: ребята, а какое растение вам понравилось больше всего? Почему? А как вы думаете мы уже стали "Юными следопытами?". Ответы детей: да! Почему вы так думаете: потому что мы нашли много лекарственных растений и узнали их целебные свойства.
А как вы думаете, как можно порадовать жителей планеты, рассказать им о своем путешествии?
Ответы детей: написать письмо, нарисовать растения и послать в конверте по почте, позвонить.
Воспитатель: давайте так и поступим. Мы нарисуем растения -целители, растущие на территории нашего детского сада и отправим в письме по почте.

Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели:

— формировать представление о весенних изменениях в природе;

— учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;

— воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Ход наблюдения

В канаве с водою талой

Плещется воробей.

У темной ольхи я встала,

Смотря из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка —

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он голод и стужу,

Забыл, как поземка мела,

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки.

Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.) Рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников. Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

♦ Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зернышками, крошками.)

♦ А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.)

♦ А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.)

Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.

♦ Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.)

♦ А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.)

Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.

♦ Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.)

♦ Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.)

♦ Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

Трудовая деятельность

Расчистка клумбы от прошлогодней травы.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Кто быстрее?».

Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.

Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетать силу с быстротой.

Прогулка №2 «Наблюдение за ивой»

Цель : закреплять знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых.

Ход наблюдения

Еще в лесу туманно, глухо,

Но над рекою, под обрывом

Оделась золотистым пухом

И распустила кудри ива.

Как будто облако спустилось

С небес на маленькие почки,

Зазеленело, превратилось

В живые теплые комочки.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие разновидности ивы вы знаете? (Верба, ракита, лоза.)

♦ Когда зацветает ива? (Ранней весной.)

♦ Как выглядят ее соцветия? (Сережки ярко-желтые, похожие на цыплят.)

♦ У какого дерева быстрее распускаются почки? (У вербы.)

♦ На что они похожи? (На пушистые комочки.)

♦ Какой праздник православные христиане отмечают за неделю до Пасхи? (Вербное воскресенье.)

Сравнить вербу и иву. По каким признакам можно их отличить?

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке участка от прошлогоднего мусора.

Цель: учить самостоятельно разделяться на подгруппы и добросовестно трудиться.

Подвижные игры

«Вороны и воробьи», «Будь внимательным».

— упражнять в беге «стайкой» и врассыпную;

— развивать ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа

Метание предметов в цель.

Цель: развивать силу рук и глазомер.

Прогулка №3 «Наблюдение за собакой»

Цели:

— систематизировать представления о жизни животных весной;

— учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи;

— развивать доказательную речь;

— воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Ход наблюдения

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога,

На собаку-водолаза

И на всех овчарок сразу.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»?

♦ Какое имя (кличка) щенку подходит?

♦ Какое у щенка настроение?

♦ Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.

Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но прежде всего нужно любить ее.

Трудовая деятельность

Участие в перекопке земли.

— закреплять умение коллективно работать;

— формировать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Классы», «Ключи».

— совершенствовать умение прыгать (на одной ноге), ориентироваться на ограниченной площадке;

— развивать глазомер, меткость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать технику прыжка (упражнения с длинной скакалкой).

Прогулка №4 «Наблюдение за облаками»

Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Ход наблюдения

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Посмотрите на небо, что вы видите?

♦ Какие сегодня облака?

♦ Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?

♦ В каком направлении плывут облака?

Трудовая деятельность

Помощь малышам в сооружении горки на их участке.

Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижная игра

«Бездомный заяц».

— упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;

— воспитывать ловкость и выносливость. Индивидуальная работа

Разучивание скороговорки «Во дворе трава, на траве дрова».

Прогулка №5 «Наблюдение за капелью»

Цели:

— закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;

— обучать исследовательским действиям.

Ход наблюдения

На солнышках согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна,

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

И замедляя хитрый бег,

Идя по снегу в бор,

Проваливаясь в талый снег,

Лиса у лунки пьет.

Жемчужинки слетают вниз:

«А ну, ловите нас!»

Весь в дырочках от светлых брызг

Под елкой хрупкий наст.

Но все же март, а не апрель...

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед.

3. Александрова

Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.

♦ С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной или теневой? (С солнечной.)

♦ Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они «растут».)

♦ В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра.)

♦ А в солнечный день? (Растет.)

♦ С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)

Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.

А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.

Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке малышей.

Цель: оказывать помощь малышам и их воспитателям.

Подвижные игры

«Пятнашки», «Не замочи ноги», «Ветер».

— закреплять умение бегать врассыпную, перепрыгивать через препятствия;

— учить внимательно слушать команды воспитателя, преодолевать препятствия.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений.

Прогулка №6 «Наблюдение за высотой стояния Солнца»

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Без него плачемся,

А как появится —

От него прячемся. (Солнце.)

Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава. Что же еще происходит в природе? (Установить и закрепить представления об экологических связях.) Где восходит, где заходит солнце?

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Трудовая деятельность

Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.

Цель: развивать желание помогать старшим.

Подвижная игра «Солнце и планеты».

Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца.

Индивидуальная работа

Прыжки в длину с места.

Цель: развивать прыгучесть, силу и глазомер.

Прогулка №7 «Наблюдение за таянием снега»

Цель: учить устанавливать взаимосвязи в природе.

Ход наблюдения

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки. Подвижная игра «Волк и коза».

Цель: закреплять умение двигаться по кругу по сигналу воспитателя, догонять убегающего.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

— закреплять умение метать мяч правой и левой рукой;

— формировать ловкость, выносливость;

— улучшать координацию движений.

Прогулка №8 «Наблюдение за перелетными птицами»

Цель: закреплять знания о трясогузке.

Ход наблюдения

Синичка-сестричка,

Тетки-чечетки,

Краснозобные снегирюшки,

Щеглята молодцы,

Воры-воробьи,

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

В народе трясогузку зовут «ледоломкой» — срок ее прилета совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом лед разбивает».

Птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и название. Голос подает и в полете, и на земле. Кормится, собирая на «сугревах» мелких насекомых. Свои гнезда трясогузка устраивает вблизи водоемов.

Трясогузка, трясогузка —

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моем саду.

И за ставенкой резной

Свей гнездо свое весной.

Исследовательская деятельность

Сравнить трясогузку с воробьем.

Трудовая деятельность

Обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму.

Цель: формировать желание трудиться сообща.

Подвижная игра

Экологическая игра с мячом «Я знаю».

Цель: закреплять названия объектов природы (звери, птицы, рыбы, деревья, цветы).

Индивидуальная работа

Разучивание скороговорок.

— формировать словарный запас;

— тренировать память, дикцию, интонацию.

Прогулка №9 «Наблюдения за растениями и кустарниками на участке»

Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Ход наблюдения

Тополечек не сажала,

Сам он вырос под окном.

Но придется мне, пожалуй,

Позаботиться о нем, —

Обзавелся он дружками.

Да какими! Сорняками!

А известно: сорняки

Все подряд — озорники.

Обступили, окружили,

Свет и солнце заслонили,

Жмут и давят малыша,

Он стоит, едва дыша.

Тополек я пожалела,

Сорняки убрать сумела,

Поливала — сбилась с ног.

Хорошо ли, тополек?

Проверить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток).

♦ Какие еще произошли изменения?

♦ Какое состояние кроны деревьев на участке?

♦ Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

Трудовая деятельность

Сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.

Подвижные игры

«Мое любимое дерево».

Цель: развивать память, запоминая характерные детали любимого дерева, чтобы его нарисовать и рассказать о нем. «Извилистая тропинка».

Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: отрабатывать ходьбу приставным шагом и бег с за- хлестом.

Прогулка №10 «Наблюдение за облаками»

Цель : закреплять знания о явлениях неживой природы.

Ход наблюдения

Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что такое облака? Какого они цвета?

♦ Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда.)

♦ Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)

Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.

♦ На что похожи перистые облака?

♦ Какие облака самые большие?

♦ Какие облака посылают нам дождь?

♦ Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер.)

Исследовательская деятельность

Определить, какие облака на небе.

Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.

Трудовая деятельность

Подготовка огорода к дальнейшей работе; уборка мусора, подметание дорожек.

Цель: формировать желание работать сообща.

Подвижные игры

«Утро в лесу».

Цель: закреплять умение слушать команды воспитателя и правильно их выполнять, двигаться врассыпную в заданном пространстве.

Цель: закреплять название птиц, умение прыгать на одной ноге.

Индивидуальная работа

Математическое упражнение.

Цель: закреплять счет четных и нечетных чисел.

Прогулка №11 «Наблюдение за почвой»

Цель : познакомить с почвенным слоем — торфом.

Ход наблюдения

Вокруг нас много болот, а болота богаты торфом. Торф — это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной, когда пропитан влагой. Он плохо пропускает воду, поэтому если пройти по мокрому торфу, то он прилипнет к обуви. Поэтому нежелательно ходить по таким тропинкам. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.

Исследовательская деятельность

Сравнить сухие и влажные комочки торфа.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки, листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

Трудовая деятельность

Переноска торфа на грядки и под деревья.

Цель: закрепить знания о полезном свойстве торфа.

Подвижные игры

«Черное и белое».

Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.

«Зайцы и собаки».

Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Прогулка №12 «Наблюдение за насекомыми»

Цели:

— продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

— формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон.

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха.)

♦ Как выглядит муха?

♦ Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)

Муха над нами

Вверх ногами.

Ходит — не страшится,

Упасть не боится.

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

♦ Почему мух называют вредными насекомыми?

♦ Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

♦ Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

♦ Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)

♦ Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

♦ Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)

♦ Чем кушают мухи? (Хоботком.)

♦ Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

♦ Где и как муха проводит зиму?

Исследовательская деятельность

Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

Трудовая деятельность

Посадка семян гороха.

— формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);

— воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

Подвижная игра

«Кати в цель», «Догони мяч».

Цель: развивать глазомер и точность.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Прогулка №13 «Наблюдение за одуванчиком»

Цели:

— уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);

— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

— закреплять знания о лекарственных растениях.

Ход наблюдения

Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка — корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок —- это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена.

Много прозвищ у одуванчика: «подойничек» (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и «придорожь» (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка — «плешивец» (ветер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).

Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит одуванчик?

♦ В какое время можно им любоваться?

♦ Какие прозвища есть у одуванчика?

♦ Почему одуванчик относят к лекарственным растениям?

Исследовательская деятельность

Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?

Трудовая деятельность

Уборка участка от мусора и сухих веток.

Цель: учить видеть результат своего труда.

Подвижные игры

«Найди свой бутон».

— учить различать цветы, действовать по сигналу;

— упражнять в беге;

— развивать наблюдательность.

«Попрыгунчик».

Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

— воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;

— упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;

— развивать силовые качества.

Прогулка №14 «Наблюдение за подорожником»

Цель : продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.

♦ Как называют май в народе? (Цветень.)

♦ Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много, там и трава.)

♦ Где тень и сыро, трава не взошла, почему?

♦ Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.)

♦ Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)

♦ Почему его так назвали?

♦ Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.)

♦ Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)

♦ Кто знает, чем может помочь подорожник?

Исследовательская деятельность

Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.

Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра

«Узнай и назови».

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Индивидуальная работа

Хождение по буму.

— упражнять в соблюдении равновесия;

— вырабатывать координацию движений.

Прогулка №15 «Наблюдение за погодой»

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Ход наблюдения

Хорошо весной, поле чистое,

Муравой-травой ты украшено.

Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.

С. Дрожжин

Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.

♦ Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)

♦ Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)

♦ Что произошло со снегом? (Он растаял.)

♦ Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)

♦ Каким стало небо? (Ярко-синим.)

♦ Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)

♦ Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)

♦ Какая была температура воздуха, когда шел снег?

♦ При какой температуре идет дождь?

♦ Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)

Трудовая деятельность

Уборка участка от весеннего мусора.

Цель; воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

«Мы — капельки», «Живой лабиринт».

Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

— упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;

— развивать координацию движений;

— формировать навыки коллективной деятельности.

Прогулка №16 «Наблюдение за цветником»

Цели:

— расширять представления о цветнике весной;

— закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Назовите садовые цветы.

♦ Назовите полевые цветы.

♦ Где они растут?

♦ Какие цветы вам нравятся? Почему?

♦ Есть ли у вас дома цветы? Какие?

♦ Как вы за ними ухаживаете?

♦ Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?

♦ Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?

♦ Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?

♦ Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?

♦ Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

Трудовая деятельность

Работа на огороде.

— закреплять умение работать сообща;

— формировать знания о росте и развитии растений.

Подвижная игра

«Чье звено скорее соберется?».

Цель: упражнять в беге.

Индивидуальная работа

«Не упади».

Цель: упражнять в ходьбе по бревну.

– воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.

Подвижные игры

«Кот и мыши».

Цели:

– продолжать учить соблюдать правила игры;

– активизировать двигательную активность.

«Уголки».

Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.

Прогулка 2

Наблюдение за подорожником

Цели:

– знакомить с лекарственным растением – подорожником;

– развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

● Почему траву назвали подорожником?

● Где лучше его собирать?

Подорожник – многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея – сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.

Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья. Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.

Трудовая деятельность

Уборка участка от сухих веток.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Прыгай выше».

Цель: учить действовать по сигналу.

«Волк во рву».

Цель: учить прыжкам.

Индивидуальная работа

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.

Прогулка 3

Наблюдение за легковым автомобилем

Цели:

– научить понимать значение и функции автомобиля;

– закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина.)

● Для чего нужна машина?

● Какие машины едут по нашей улице?

● Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)

● Как эта машина называется? (Легковая.)

● А кто ведет ее?

У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.

Трудовая деятельность

Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Подвижные игры

«Мы – шоферы», «Послушные листья».

Цели:

– учить внимательно слушать команды воспитателя;

– развивать внимание.

Индивидуальная работа

Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

Прогулка 4

Наблюдение за подосиновиком

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпа красная на нем.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовем? (Подосиновик.)

● Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.)

● Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около которого растет? (Подберезовик.)

Правила поведения в природе

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

Трудовая деятельность

Окапывание деревьев и кустарников.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра

«Найдем грибок».

Цели:

– учить внимательно слушать команду воспитателя;

– развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Прогулка 5

Наблюдение за грузовым автомобилем

Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

Ход наблюдения

Мощный транспорт – грузовик

Тяжести возить привык.

Для чего машине кузов?

Чтобы в нем возили грузы!

Воспитатель задает детям вопросы.

● Для чего нужны грузовые автомобили?

● Что они перевозят?

● Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны?

● Каким автомобилем сложнее управлять – грузовым или легковым?

Трудовая деятельность

Уборка опавших листьев.

Цели:

– приучать доводить начатое дело до конца;

– воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры

«Горелки», «Волк во рву».

Цели:

– учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

– развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.

Прогулка 6

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

О. Высотская

Воспитатель задает детям вопросы.

● Как выглядит рябина?

● Где она растет?

● Какие звери любят ягоды рябины?

● Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

● Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед – душистый и полезный. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Трудовая деятельность

Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.

Цели: продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

формировать реалистические представления о природе. Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)

Как выглядит муха?

Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)

Муха над нами В верх ногами. Ходит - не страшится, Упасть не боится. Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настанет, Тогда перестанет.

Почему мух называют вредными насекомыми?

Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)

Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики - важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)

Чем кушают мухи? (Хоботком.)

Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз - простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

Где и как муха проводит зиму? Исследовательская деятельность Н аблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться). Трудовая деятельность Посадка семян гороха. Цели: формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);

воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

Подвижная игра

Кати в цель, Догони мяч.

Цель: развивать глазомер и точность.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Наблюдение за одуванчиком

Цели: уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

закреплять знания о лекарственных растениях. Ход наблюдения

Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель - стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка -- корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок - это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена.

Много прозвищ у одуванчика: подойничек (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и придорожь (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка - плешивец (ветер дунет - семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).

Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.

Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет - нарядится В беленькое платьице: Легкое, воздушное, Ветерку послушное.

Как выглядит одуванчик?

В какое время можно им любоваться?

Какие прозвища есть у одуванчика?

Почему одуванчик относят к лекарственным растениям? Исследовательская деятельность

Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках? Трудовая деятельность Уборка участка от мусора и сухих веток. Цель: учить видеть результат своего труда. Подвижные игры Найди свой бутон. Цели: учить различать цветы, действовать по сигналу;

упражнять в "беге;

развивать наблюдательность. Попрыгунчик.

Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;

упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;

развивать силовые качества.

Наблюдение за подорожником

Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.

Как называют май в народе? (Цветень.)

Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много, там и трава.)

Где тень и сыро, трава не взошла, почему?

Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.)

Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)

Почему его так назвали?

Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.)

Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)

Кто знает, чем может помочь подорожник? Исследовательская деятельность

Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.

Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра

Узнай и назови.

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Индивидуальная работа

Хождение по буму.

Цели: упражнять в соблюдении равновесия;

вырабатывать координацию движений.

Наблюдение за насекомыми

Цели: уточнить содержание понятия насекомые;

научить сравнивать их по существенным общим признакам.

Ход наблюдения

Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки С троят дом себе на кочке.

Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.

Летит - распевает,

Сидит - кусает.

Кто его убьет -

Свою кровь прольет. (Комар.)

На ромашку у ворот О пустился вертолет -> Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза.)

На большой цветной ковер Села эскадрилья - То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочки.)

Как одним словом называются отгадки? (Насекомые.)

Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове - пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)

Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.)

Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)

Как защищаться от насекомых?

Чем питаются насекомые?

Как они передвигаются?

Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)

Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.)

Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.)

Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?

Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.)

Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)

Исследовательская деятельность

Найти божью коровку и определить ее название.

Найти тропу муравья.

Трудовая деятельность

Очистка участка от мусора и снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры

Перелет пчел.

Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки;

влезать на свободное место, уступая друг другу;

слезать до конца, не спрыгивая;

развивать ловкость, внимательность. Мыши в кладовой.

Цели: тренировать в ползании, не задевая дугу и веревку;

учить действовать по сигналу воспитателя. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

Наблюдение за погодой

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Ход наблюдения

Хорошо весной, поле чистое, Муравой-травой ты украшено. Да цветочками все душистыми В утро майское принаряжено. С. Дрожжин

Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.

Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)

Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)

Что произошло со снегом? (Он растаял.)

Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)

Каким стало небо? (Ярко-синим.)

Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)

Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)

Какая была температура воздуха, когда шел снег?

При какой температуре идет дождь?

Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)

Трудовая деятельность

Уборка участка. от весеннего мусора.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

Мы - капельки, Живой лабиринт.

Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цели: упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;

Развивать координацию движений;

формировать навыки коллективной деятельности.

Наблюдение за цветником

Цели: расширять представления о цветнике весной;

закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Назовите садовые цветы.

Назовите полевые цветы.

Где они растут?

Какие цветы вам наравятся? Почему?

Есть ли у вас дома цветы? Какие?

Как вы за ними ухаживаете?

Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?

Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?

Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?

Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?

Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

Трудовая деятельность Работа на огороде. Цели: закреплять умение работать сообща;

формировать знания о росте и развитии растений. Подвижная игра

Чье звено скорее соберется?.

Цель: упражнять в беге.

Индивидуальная работа

Не упади.

Цель: упражнять в ходьбе по бревну.

Загрузка...
Top